воскресенье, 12 сентября 2010
В памяти: азбука крови с рождения.
А я ее помню. Прабабушку мою. Смутно, как в дымке вырисовывается образ – худощавая, ломкая, с добрыми глазами цвета графита, сухими губами и прямым, тонким, с аккуратными крыльями, носом. Пепельные волосы в узле – на них платок.
читать дальшеРодилась в 1919 году. Она с Дону, как Шолохов, из станицы Вёшенской, или просто, как местные называют, Вёшки. В девичестве Мария Ивановна Просторнова. Она была совсем маленькой, когда осталась сиротой. Сначала умерла мать, потом погиб отец-казак. Воспитывал дядя. Семейство у того было большое – своих шестеро детей. Росла, ходила в школу, помогала вести хозяйство. Потом поступила в Ростовское медицинское училище. А ко времени его окончания началась война.
Бабушка во время войны с эшелонами возила раненых с фронтов в тыл. Отправляли их в основном в прикаспийские степи (Астрахань – Кизляр). В 1944, с началом наступательно-освободительных операций, дальше с фронтом не пошла, осталась работать в тылу, принимала бойцов. Позднее делилась воспоминаниями…
Она сопровождала эшелон со Сталинграда. Волга в тот год долго не замерзала, хотя был уже декабрь. Потом и вовсе оттепель наступила, плавучего льда поубавилось. Обмундирование их – валенки да тулупы. Валенки у бойцов и работников размокли. А там, впереди – степи. В степях слой снега хоть и тонкий, но зимы суровые. Они без валенок – считай, по снегу босиком шли.
В том же 1944-ом в Кизляре вышла замуж за М****нова Якова Ивановича (1912 года рождения). До окончания войны оставались там, потом переехали во Владикавказ. Ей был присвоен знак «Отличник здравоохранения». В Осетии бабушка работала операционной сестрой в хирургии, а потом, когда ушла на пенсию, стала работать в роддоме.
Помню, как она разыгрывала со мной кукольное чаепитие, а карманы мои были полны маленькими ирисками и грушевыми карамельками.
Мне было семь, когда бабушки не стало. Она была невероятно добрым и отзывчивым человеком. Никогда никому не отказала в помощи.